Мемориальный комплекс
«Музей-усадьба И.П. Павлова»
г. Рязань
Версия для слабовидящихEN

День усадебных игр: «Крокет»

18 мая 2020
Крокет в музее И.П. Павлова
Ни один дачный сезон в конце 19 — начале 20 века не обходился без игры в крокет. Молоток, шар, воротца и хорошая компания — вот все, что нужно для этой игры. 
Смотрите видеосюжет https://vk.com/museumpavlov?w=wall422321758_742%2Fall



Подборка литературы и художественных фильмов о крокете.
«Алиса подумала, что в жизни не видала такой странной площадки для игры в крокет, сплошные рытвины и борозды. Шарами служили ежи, молотками — фламинго, а воротцами — солдаты. Они делали мостик — да так и стояли, пока шла игра.

Поначалу Алиса никак не могла справиться со своим фламинго: только сунет его вниз головой под мышку, отведет ему ноги назад, нацелится и соберется ударить им по ежу, как он изогнет шею и поглядит ей прямо в глаза, да так удивленно, что она начинает смеяться; а когда ей удастся снова опустить его вниз головой, глядь! — ежа уже нет, он развернулся и тихонько трусит себе прочь. К тому же все ежи у нее попадали в рытвины, а солдаты-воротца разгибались и уходили на другой конец площадки. Словом, Алиса скоро решила, что это очень трудная игра.» Так забавно описана игра в крокет в известном произведении «Алиса в стране чудес».

Поскольку популярность крокета в России была очень велика, а споры между его почитателями, использовавшими региональные правила игры, — горячи, появились издания, авторы которых стремились упорядочить правила игры в крокет. В начале XX века изданы такие, дошедшие до нас работы, как: «Крокет» Е.М. Дементьева (1911), «Крокет: садовая дачная игра. Руководство и правила игры Ю. Петрова (1913) и “Крокет: общие правила игры” М. Волкова (1916)
События 1917 года изменили не только историю, но и весь уклад жизни. В этот период дачный крокет превратился в игру дворовую. Он утратил популярность и массовость начала века, но сохранился. Одним из свидетельств этого является выход в 1930 году книги Б. Чеснокова “Крокет: описание и правила игры”, в которой не только воспроизводились правила игры в крокет, но и была предпринята попытка развития и детализации этих правил. И можно с уверенностью утверждать, что основные принципы игры, изложенные Б. Чесноковым, легли в основу современных правил игры в крокет.
К сожалению, к семидесятым годам XX века крокет в России практически исчез. Новая городская застройка постепенно вытеснила культуру “Дворового быта". Академик Д.С. Лихачев писал: “Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры? Лапта, горелки, городки или рюхи? Сложный вопрос. Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами. А между тем игры очень важны в воспитательном отношении. Игра — будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь — воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника. Это очень важная воспитательная вещь — игра. Игры должны быть возрождены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, скажем, в крокет. А крокет- важная игра, потому что в крокет играют и взрослые и дети, это общение взрослых и детей. Это важно”.
Нельзя сказать, что крокет совсем исчез в тот период. Существовали попытки привлечь внимание к этой игре. Известно, что правила игры в крокет публиковались в некоторых спортивных журналах и газетах, например в статье А. Богородского “Крокет — игра интересная для всех”. При всей сжатости статьи в ней выражалась основная суть и оговаривались принципы игры.
В те годы выпускались и наборы для настольной игры в крокет.
А теперь, спустя почти 100 лет, игра возрождается в России современной! (Дмитрий Быков “Классический крокет”)


Литература о крокете:
И.С. Тургенев “Крокет в Виндзоре”
Агния Барто “Игра в крокет”
Кейт Аткинсон “Человеческий крокет”
Льюис Кэррол “Алиса в стране чудес”
Дон Брайан “Светский этикет”
Герберт Уэллс “Игрок в крокет”
Л.Н. Толстой “Анна Каренина”
А.П. Чехов “Леший”.

Игра в крокет нередко становится сюжетами фильмов:
Фильмы “Не бойся, я с тобой” (приключенческий фильм, 1981)
“Алиса в стране чудес” (мультфильм, 1981 )
“Анна Каренина” (фильм 1967) 
“Хатико” (фильм, 2009) 


  
Мастер-класс по изготовлению настольного крокета.
Предлагаем изготовить “Столовый крокет”, который порадует всю семью! Присоединяйся к нашему мастер-классу! 
 

“Крокет в объективе” 
В 1868 году в Петербурге был опубликован первый журнал, названный издателем “Модный Свет”. Большое количество иллюстраций и самые модные темы сделали его одним из самых читаемых женских журналов. В нем издатель писал о театральных постановках, о событиях и происшествиях, размещал педагогические статьи, советы хозяйкам. Но это еще не все, здесь также публиковалась переводная приключенческая и салонная литература. Журнал выходил еженедельно до 1916 года, затем его стали издавать каждый месяц, а с 1914 года в свет выпускалось только 20 номеров в год.
В 1883 году к журналу “Модный свет” присоединился журнал “Модный магазин”. Журнал соединил два названия и стал именоваться “Модный свет и модный магазин”. В дальнейшем он несколько раз менял название. Выходил в нескольких изданиях, отличавшихся друг от друга лишь количеством приложений и ценой.

В столице моды — Париже с 1880 года издавался
еженедельный женский журнал “Le Petit Echo de la Mode” (“Маленькое эхо моды”). Целевой аудиторией издания стали модницы, интересовавшиеся тенденциями кроя, цвета, ткани.
Издатель Шарль де Пенастер стал печатать новые заметки на темы: кулинарных рецептов, советов по воспитанию детей, рукоделия, печатались даже образцы любовных писем, музыкальные партитуры, игры, ребусы и пр. Не отставал журнал и от модных тенденций спортивной жизни. Крокет, ворвавшись стремительно в жизнь европейских государств, занял лидирующую позицию по популярности, потеснив даже игру в теннис. Все чаще в журнале помещались иллюстрации игроков на зеленых крокетных площадках. Журналы в то время предлагали своим читателям приложения в виде “романа-сериала”, собирая их постоянно можно было получить целую книгу, какого-нибудь модного писателя.
К началу 20 века тираж французского издания достиг 300 000 экземпляров.
Популярность журнала была колоссальной благодаря исключительному профессионализму баронессы де Шасси, главному редактору журнала. Она дополнила его уникальными рубриками: “Хроники гигиены”, “Кухонные хроники”, “Что хочет знать женщина”. Это было первой попыткой внедрения настроений феминизма в женскую журналистику.
В 1930-е годы в журнале начинают публиковать фотографии. Во время войны журнал издавался 1 раз в месяц. После войны периодичность выхода номеров снова стала еженедельной.
К середине прошлого века тираж издания вырос до 1,5 миллионов экземпляров, но в 1983 году журнал был закрыт.
     



“Необычное” 
Настольный крокет цесаревича Алексея, подаренный раненым солдатам, чтобы они коротали время за играми.  https://ria.ru/20130307/926259369.html  


 


Крокет и крикет. 
Вы когда-нибудь слышали про игру под названием крокет? А крикет? Это не одно и то же. Предлагаем разобраться с этими разными играми, в которых все-таки есть и что-то общее. Смотрите видеосюжет https://www.youtube.com/watch?v=KOye4bMW6Bk

Режим работы
Для посетителей музей работает с 10.00 до 17.30

Вторник — пятница: 09:00 — 18:00
Суббота — воскресенье: 10:00 — 18:00
Касса музея работает с 10.00 до 17.30.
Праздничные дни 10.00 – 17.00
Последняя пятница месяца cанитарный день.
Контактная информация
г. Рязань, ул. Павлова, д. 25
тел.: (4912) 25-40-72
Схема проезда
© 2016 ГБУК РО «Мемориальный комплекс «Музей-усадьба И.П. Павлова»
Разработка и поддержка сайта — Pbcdesign.ru